Wednesday, Nov 13th

Последнее обновление07:03:38 PM GMT

Новости Марий Эл Общество О процедуре банкротства гражданина-должника

О процедуре банкротства гражданина-должника

Сложившаяся в 2014 и 2015 году сложная ситуация на рынке финансовых услуг и ожидаемый рост просроченной задолженности, прежде всего по кредитам, выданным заемщикам-гражданам в иностранной валюте, послужили катализирующим фактором для законодательного закрепления процедуры банкротства гражданина-должника. 1 октября 2015 года вступили в силу нормы §1.1 «Реструктуризация долгов гражданина и реализация имущества гражданина» Главы Х Федерального закона от 26.102002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, в настоящее время реформу судебной системы можно считать в целом завершенной, так как с 2014 года Верховный Суд Российской Федерации является единственным «высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами» (часть 1 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 г. №3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»). Данные обстоятельства могут свидетельствовать, что в российской правовой системе наконец должен заработать институт банкротства граждан. Основные процедурные аспекты и особенности, связанные с признанием гражданина банкротом, сводятся к следующему: - дела о банкротстве граждан, денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей которых возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности, рассматриваются арбитражным судом; - правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом обладают сам гражданин, конкурсный кредитор либо уполномоченный орган, при этом заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к этому гражданину составляют не менее чем 500 тысяч рублей, и они не исполнены в течение трех месяцев (сам гражданин вправе подать в суд заявление о признании его банкротом вне зависимости от суммы долга в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии в установленный срок исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей); - в деле о банкротстве гражданина является обязательным участие финансового управляющего, который утверждается судом и должен соответствовать требованиям, установленным в отношении арбитражного управляющего; - при рассмотрении дела о банкротстве гражданина применяются реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение; - в качестве юридических последствий признания гражданина банкротом определены – запрет в течение пяти лет с даты признания его таковым принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства; невозможность в течение этого же срока для гражданина, признанного банкротом, возбудить по его заявлению новое дело о его банкротстве; запрет занимать в течение трех лет с даты признания гражданина банкротом должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Несмотря на наличие различного отношения к процедуре банкротства физических лиц (особенно среди финансовых организаций), в системе гражданских правоотношений в целом и правоотношений с участием потребителей, в частности, ее безусловно следует рассматривать как дополнительный правозащитный институт, о действенности и эффективности которого можно будет объективно судить уже по первым результатам соответствующего правоприменения. В этой связи решением 19 заседания Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре, состоявшегося 18 декабря 2014 года создана рабочая группа, призванная обеспечить мониторинг законодательства, регулирующего порядок банкротства физических лиц. Основными задачами этой Рабочей группы является формирование общей экспертной позиции на возникающие вызовы в указанной сфере, выработка необходимых мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей, в том числе определение алгоритма действий потребителей в складывающейся ситуации. По оценкам Рабочей группы по мониторингу законодательства, регулирующего порядок банкротства физических лиц, сегодня заинтересовано в процедурах реабилитации и банкротстве не менее 800 тысяч заемщиков с долгами выше 500 тысяч рублей. С учетом членов семей общее число россиян, которые ожидают вступления в силу нового закона, составляет до 4 миллионов. Серьезная проблема, с которой столкнутся граждане – это его юридическая и языковая сложность. Возможны разные толкования норм не только гражданами, но и судами. Также существует проблема фактического отсутствия института финансовых управляющих, участие которых обязательно для проведения процедур банкротства и реабилитации. В Федеральном законе от 29.12.2014 г. №476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» финансовые управляющие приравнены к арбитражным. Очевидно предположить, что действующие сегодня арбитражные управляющие не смогут сопровождать, как минимум, десятки тысяч потенциальных дел по банкротству граждан. Установленная законодательством о банкротстве система материального поощрения финансовых управляющих вряд ли станет серьезным материальным стимулом для действующих арбитражных управляющих. Подготовить и аттестовать дополнительное количество арбитражных управляющих оперативно практически невозможно. К тому же маловероятно, что арбитражные управляющие будут заинтересованы в работе с гражданами, поскольку уровень вознаграждения будет существенно ниже, чем при банкротстве юридических лиц. Практикующие финансовые консультанты имеют необходимую компетенцию и опыт по составлению личных финансовых планов должников. Однако они стараются избегать подобных клиентов, поскольку те часто оказываются неплатежеспособными. Если на практике будет обеспечено хотя бы какое-то минимальное финансовое вознаграждение, то можно будет привлекать к финансовому «управлению» финансовых консультантов, для которых в данном случае будет важен сам статус финансового управляющего. В этой связи, в целях защиты интересов граждан-банкротов, Роспотребнадзор обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность включения в план работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации на 2 полугодие 2015 года вопроса о разработке постановления, посвященного применению судами законодательства, связанного с процедурой банкротства физических лиц. Роспотребнадзор как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области защиты прав потребителей, понимая социальную значимость процедуры банкротства гражданина-должника в рамках современных экономических реалий, заинтересован в том, чтобы данный институт как можно быстрее заработал, защищая интересы попавших в затруднительное экономическое положение добросовестных потребителей. Руководствуясь указанными целями, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека намерена принять все возможные меры в пределах своей компетенции, прежде всего, в части информирования граждан об их возможностях инициировать процедуру банкротства и реструктуризации долгов через правоприменение Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл


 











При использовании любой информации с сайта гиперссылка на

ИА "ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОВОСТИ" обязательна.


Слайды-25
Слайды-24
Слайды-23
Слайды-22
Слайды-21
Слайды-20
Слайды-19
Слайды-18
Слайды-17
Слайды-16
Слайды-15
Слайды-14
Слайды-13
Слайды-12
Слайды-11
Слайды-10
Слайды-9
Слайды-8
Слайды-7
Слайды-6
Слайды-5
Слайды-4
Слайды-3
Слайды-2
Слайды
Слайды-41
Слайды-40